Катти Сарк в Лондоне — посещение последней оставшейся в мире машинки для стрижки чая




Катти Сарк в Лондоне — посещение последней оставшейся в мире машинки для стрижки чая

Викторианский чайный клипер Cutty Sark, расположенный в сухом доке, является одной из величайших достопримечательностей исторического Гринвича .

Клипперы были узкими трех- или четырехмачтовыми парусными судами, которые использовались для быстрой перевозки грузов на большие расстояния. Само название clipper происходит от древнеамериканского выражения «идти в клип», что означало «идти / двигаться быстро» . Первые машинки для стрижки с начала 19 века были маленькими шхунами, но в последующие десятилетия они приняли формы, которые мы знаем сегодня, напоминая тощие и высокие яхты.

Clipperships, производимая на Британских островах, перевозила в основном чай из Китая в Европу, но позже и другие продукты, в том числе уголь, шерсть, орехи, пиво или обувь. Можно было бы предположить, что на этом корабле перевозились кузнец, мыло и варенье.

Время клиперов прошло в последние  десятилетия девятнадцатого века , когда стали широко использоваться почти вдвое более быстрые пароходы. Cutty Sark — последняя в мире машинка для стрижки чая. Корабль является музеем с 1960-х годов.

История

Клипса Cutty Sark была создана в Шотландии в 1869 году . Он был построен Джоком Уиллисом , которого звали Белая шляпа Уиллис , что означало , что он носил   стильный цилиндр. Катти Сарк предназначался для перевозки чая из Китая и 13 января 1870 года отправился в свой первый рейс — сначала из Глазго в Лондон, а затем прямо в Китай.

Сам корабль, несмотря на свою скорость, не успел вовремя. Благодаря открытию Суэцкого канала в 1869 году транспортировка чая на парусных кораблях из Китая быстро перестала окупаться. Открытие знаменитого канала сократило расстояние от Лондона до Китая почти на 5000 километров , благодаря чему пароходы могли пройти этот путь примерно за 60 дней. Ситуация была не столь радужной для парусных судов, которые из-за неблагоприятного ветра не подходили для перехода через Красное море.

Катти Сарк произвел восемь партий чая из Китая, каждый раз загружая около 600 000 килограммов!

Самое быстрое время в пути для Cutty Sarka из Лондона в Китай (до порта Шанхай) составляет 89 дней , а самый быстрый обратный маршрут (из порта Ханькоу) уже занял 109 дней . Корабль обычно оставался там около месяца после прибытия в пункт назначения, поэтому весь путь из Лондона и обратно занимал 10 и более месяцев. Корабль не всегда шел напрямую из Лондона в Китай — также бывало, что он сначала был пришвартован в Австралии, откуда груз угля (или другой продукции) доставлялся в Шанхай.

Прорыв произошел в 1878 году . Достигнув Китая, экипаж не смог найти экспортеров с чаем, достаточным для заполнения трюма. Поэтому было решено отправиться дальше в мир и перевезти различные грузы, которые были под рукой.

С 1883 по 1895 год Катти Сарк использовался для перевозки шерсти из Австралии и других товаров. Именно тогда экипаж парусника сумел установить рекорд скорости перехода из Австралии в Лондон — 70 суток. В 1895 году судно было куплено португальцами, которые изменили его название на Ferreira. Под их флагом бывший «Катти Сарк» использовался для перевозки продуктов в португальские колонии в Бразилии и Африке, а также в США.

В 1922 году парусник пришвартовался в британском порту Фалмут в Корнуолле , где привлек внимание капитана Уилфреда Доумана , который решил купить его и восстановить. Здесь стоит упомянуть, что в начале 20 века корабль уже не напоминал бывший клипер — тогда паруса сняли и переоборудовали в баркентин. Однако Капитал Доуман узнал бывшего Катти Сарека на корабле, которого он впервые увидел маленьким мальчиком в конце 19 века., и сделал для себя делом чести восстановить его в прежнем виде. Чтобы собрать средства, необходимые для покупки корабля, Доуман и его жена продали большую часть своей собственности. В конечном итоге им удалось собрать 3750 фунтов стерлингов, которых хватило на покупку корабля.

После смерти капитана в 1938 году Катти Сарк поступил в Морскую школу Гринхит, где он использовался в качестве учебного подразделения до конца Второй мировой войны.

С 1957 года Катти Сарк служил туристической достопримечательностью и кораблем-музеем. В 2007 году на борту парусника случился пожар, но, к счастью, его удалось уцелеть. Музей вновь открылся в 2012 году.

Катти Сарк — характеристика, интересные факты и чай

Основной задачей Катти Сарка была транспортировка товаров, поэтому практически весь корабль использовался как трюм, а кают и комнат для отдыха не было много . Каюты экипажа находились только на верхней палубе.

В Британию из китайских портов везли в основном черный чай. Сегодня мы можем ошибочно полагать, что первопроходцами этого напитка в Европе были британцы, но это не так. Первые партии чая прибыли на Британские острова в середине 17 века . Чуть раньше чай стал очень популярным в Португалии, и именно благодаря португальской принцессе Екатерине Браганса , вышедшей замуж за Карла II Англии и Шотландии , чай попал на английские столы. Другое дело, что в XVI веке благодаря контактам с Китаем русские узнали чай.

Грузовые трюмы Катти Сарка вмещали более 10 000 ящиков с чаем. Чтобы осознать масштабность проекта, стоит упомянуть, что из такого количества можно было сварить до 200 миллионов чашек! Груз стоил многие миллионы фунтов, поэтому каждый день ускорения перевозки был почти на вес золота. Тем более, что чай новейшего урожая стоил намного дороже. В 1861-1866 годах за каждую тонну груза на первом корабле, отплывшем из Китая в Лондон, даже выплачивалась дополнительная надбавка.

Катти Сарк был одним из самых быстрых кораблей своего класса в мире благодаря своей тонкой конструкции и множеству мачт, и некоторые из его характеристик должны вызывать восхищение, например, путешествие из Сиднея в Лондон примерно за 70 дней.

На сегодняшний день сохранилось почти 90% древесины, из которой изготовлен корпус . Большая часть строительного материала — это индийский тик, но в нижней части также используется американский вяз.

На борту было от 19 до 30 членов экипажа , которым платили по возвращении в Лондон. Большая часть команды участвовала в круизе всего один раз и искала счастья на других судах. Во всех рейсах участвовали 682 члена экипажа , из которых только пятеро погибли в море. Самая сложная ситуация была во время транспортировки из Австралии — случилось так, что большая часть экипажа дезертировала по прибытии в Сидней.

Катти Сарк имя

Термин Cutty Sark происходит от валлийского термина, обозначающего короткую женскую рубашку (или нижнее белье). Это было также прозвище, данное ведьме Нанне Ди шотландским поэтом Робертом Бернсом в стихотворении «Там о ‘Шантер». Прозвище напрямую относилось к ее наряду, а в честь героини был назван парусник.

Неизвестно, откуда именно такое название. Возможно, автор хотел символически обозначить тот факт, что паруса корабля должны были развеваться по ветру с такой грацией, как рубашка (cutty sark) на теле Нанны Ди …

Галион корабля (богато украшенная резьба на носу) имеет фигуру женщины (предположительно ведьмы Нэнни) с протянутой рукой.

Виски Катти Сарк

Некоторые читатели, возможно, встречали имя Катти Сарк раньше; это было частью знаменитого клипера, который назывался виски Cutty Sark .

История виски Cutty Sark довольно интересна. Этот бренд создавался только в 1923 году владельцами лондонской компании Berry Bros. И Радд , торговавший вином и алкогольными напитками с 1698 года . Владельцы компании рассматривали новые возможности, которые появятся после окончания американского сухого закона. Их идея заключалась в создании нового бренда алкоголя, который они могли бы экспортировать на американский рынок.

Успех их предположений зависел от двух факторов: окончания Сухого закона (окончательно закончившегося в 1933 году ) и соответствующего имени с визуальной идентификацией, которое хорошо «схватилось». В процессе создания названия использовался тот факт, что одним из величайших событий 1932 и начала 1933 годов в Англии было открытие и реставрация исторической машинки для стрижки чая Cutty Sark, и новый бренд был назван в его честь.

Шотландского художника Джеймса Макби попросили помочь в создании визуальной идентичности , и он создал первый набросок логотипа, на котором разместил парусник. На основе его дизайна был создан известный по сей день логотип бренда на желтом фоне.

Посетите Катти Сарк

Мы посещаем Катти Сарк самостоятельно. Перед посадкой мы получим бесплатный аудиогид. Во время экскурсии мы также проедем множество информационных стендов.

Посещение корабля можно разделить на четыре части. Сначала мы пройдем через нижнюю палубу, ранее использовавшуюся как грузовой трюм, где подготовлена ​​выставка истории корабля и где описаны товары, которые он перевозил. Находясь там, стоит дождаться короткометражного фильма, из которого мы узнаем больше об истории парусника.

Следующая часть похода — средняя колода, которая в большинстве случаев также служила трюмом. На достаточно большом пространстве мы увидим витрины с сувенирами и узнаем больше о повседневной жизни экипажа, а также истории его владельцев.

Посетив среднюю палубу, мы перейдем на верхнюю палубу, которая для многих станет главной достопримечательностью. На верхней палубе мы можем свободно пройти и войти в каюты экипажа, которые были разделены на матросские и более удобные для капитана и офицеров. Помимо жилых помещений, мы также увидим кухню и туалеты, содержимое которых стекало прямо в воду. Если у вас нет проблем с английским языком, стоит принять участие в бесплатной экскурсии по палубе сотрудником, одетым как один из членов экипажа (включая капитана). Поездка динамичная, и мы можем узнать много интересных фактов.

Наконец, после высадки вы окажетесь в сухом доке. Находясь внизу, мы можем более внимательно рассмотреть корпус и увидеть коллекцию из 49 галлонов, которые использовались для украшения парусных и торговых судов, в основном, с 19 века . Галлоны — это головы или скульптуры, которые размещаются на носу корабля. Коллекция принадлежала Сиднею Камберсу , который в 1953 году передал их организации, управляющей парусным судном.

Чтобы посетить корабль, нам нужно от 60 до 90 минут .